Расписание богослужений
Смотреть

Икона «Троеручица»

Одну из самых почитаемых православных икон «Троеручица» иногда ошибочно воспринимают как «Богородицу с тремя руками». Это не может не вызывать смущения и удивления. На самом деле, конечно же, руки у Богоматери две. А сам образ не имеет никаких противоречий с церковными канонами.

Икона «Троеручица» относится к наиболее распространенному иконографическому типу Одигитрия. На нем Пречистая Дева держит Младенца Христа одной рукой, а другой указывает на Него как на Спасителя мира. Хорошо известный образ дополнен необычной деталью — еще одной рукой, появление которой имеет свою историю.

Икона «Троеручица»
Икона «Троеручица»

Начало почитания этой иконы связывают с именем преподобного Иоанна Дамаскина, богослова, гимнографа и учителя Церкви VIII века. В период иконоборчества — общественно-политического движения в Византии против почитания икон — он написал три трактата в защиту святых изображений. Будучи подданным Дамасского халифата, а не Византии, Иоанн не мог быть осужден за это византийским императором-иконоборцем Львом III. Но император все же нашел способ отомстить святому. Он оговорил Иоанна, который занимал высокий государственный пост, перед халифом, и тот осудил своего сановника. Святому отрубили кисть правой руки.

Согласно преданию, Иоанн забрал кисть и, приложив ее к ране, молился перед иконой Божьей Матери. Затем он задремал. Во сне страдальцу явилась Богородица и велела и дальше использовать исцеленную руку на благо Церкви. Когда святой проснулся, рука была цела и невредима. В благодарность преподобный Иоанн заказал отлитую из серебра руку и приложил ее к образу.

Преподобный Иоанн Дамаскин. Арабская икона
Преподобный Иоанн Дамаскин. Арабская икона

Так что рука, которую мы видим на иконе «Троеручица», не рука Богоматери, а дар в память о совершенном Ею чуде.

С ХIV века древняя чудотворная икона находится на Афоне, в сербском монастыре Хиландар. В течение нескольких столетий в обители не было должности игумена, и считалось, что всем управляет Сама Богородица. До того как в конце ХХ века тут были возобновлены выборы игумена, монахи с молитвой шли к «Троеручице» для решения сложных вопросов.

Описание иконы «Троеручица»

Древняя святыня, хранящаяся на Афоне, — это деревянная двусторонняя икона высотой около метра. На оборотной стороне сохранилось изображение святителя Николая. В отличие от большинства икон типа Одигидрия, на иконе «Троеручица» Богородица держит Младенца правой рукой, а указывает на Него левой. Взгляд Пречистой устремлен вперед, на молящихся. Христос смотрит на Мать.

Икона Божией Матери «Троеручица» (Трихейруса) из афонского монастыря Хиландар / Общественное достояние

Интересно, что в описаниях иконы «Троеручица» в ризе* (*Риза, или оклад, — накладное украшение на иконах, покрывающее всю доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов, как правило, самого лика и рук изображенного) и без нее расположение третьей руки будет разным. Сейчас она находится в левом нижнем углу. Там ее поместили на сделанном в XIX веке окладе. Но если рассматривать фотографию образа без оклада, то на живописной поверхности можно заметить следы от нескольких вотивных (т. е. сделанных в знак данного перед Богом обета или благодарности) даров, в том числе кисти, напоминающей о произошедшем в VIII веке чуде. Она располагалась под левой рукой Девы Марии.

Ближе к этому месту рука нередко располагается и на списках с оригинальной иконы. При этом на копиях русских иконописцев ее часто изображали не как приложенную, а как живую, принадлежащую Богоматери. Несмотря на то, что в 1722 году Святейший Синод издал указ, требующий не писать «иконы противные естеству, истории и самой истине», в том числе «образ Богородицы с тремя руками», в таком виде «Троеручица» встречается довольно часто.

Значение иконы «Троеручица»

Не запутаться, где чья рука, помогает понимание значения иконы «Троеручица». Само название Одигитрия (Путеводительница) и иконография этого образа напоминает, что Богородица указывает верующим путь к спасению. Одной рукой Она держит Младенца, Которому предстоит стать Спасителем мира, а другой — указывает на Него. Третья, дополнительная, рука, отлитая из металла, была добавлена на икону преподобным Иоанном Дамаскиным. Эта деталь рассказывает историю защитника святынь от иконоборцев.

Икона «Троеручица»
Икона «Троеручица»

Как уже было сказано, гнев императора-иконоборца Льва III, оговорившего богослова перед халифом, был вызван его работой «Три защитительных слова против отрицающих святые иконы», в которой преподобный Иоанн разделяет поклонение Богу и почитание святынь. Чудо, последовавшее за молитвой к Богородице, подтвердило правоту автора. Так что в образ Богородицы «Троеручица» заложено несколько значений. Это подтверждение истинности иконопочитания и радость от возможности видеть перед собой изображение Матери Божьей, молиться Ей и получать от Нее ответ на молитву.

Особое значение иконе «Троеручица» придают в афонском монастыре Хиландар, где она до сих пор находится рядом с игуменским троном.

История иконы

Хотя история иконы, согласно преданию, начинается в VIII веке, некоторые искусствоведы датируют находящийся на Афоне образ XIV веком, то есть примерно тем временем, когда он туда попал. Вероятно, древний оригинал был утерян, и это уже список иконы, принадлежавшей преподобному Иоанну Дамаскину. Считается, что святой сам принес ее в Лавру Саввы Освященного неподалеку от Иерусалима, когда принял в ней иночество. Оттуда в ХIII веке икона была передана в Сербию. А в афонский монастырь, по легенде, «Троеручица» приехала на ослике. То ли последний сербский царь возил икону перед войском, но однажды ослик вместе с ней пропал и чудесным образом оказался перед воротами далекой обители, основанной сербами. То ли верующие, когда страна оказалась под турецким владычеством, спасали святыню от поругания и, помолившись, положили ее на спину животного, а ослик сам нашел дорогу к Хиландару. В любом случае с XIV века «домом» иконы стал этот афонский монастырь.

Фреска с изображение Божией Матери «Троеручицы»
Фреска с изображение Божией Матери «Троеручицы»

Интересно, что в Белой церкви Каранской (Сербия) есть фреска, датируемая примерно 1340 годом. Богородица с Младенцем запечатлена в полный рост, а под Ее левой рукой изображена еще одна, в точности такая же. Очевидно, сербский живописец знал историю «Троеручицы», но не был знаком с оригиналом.

В XVI веке один из списков оказался в Троянском монастыре в Болгарии. В 1661 году другая копия прибыла в Москву. Тогда же по мере умножения списков иконы стало распространяться требование при их изготовлении — во избежание путаницы и «соблазнения» народа — серебрить третью руку.